Запрещённые фразы в рабочее время

19.12.2014

929_5956_215x215

Язык нам дан для общения. Но иногда действительно лучше молчать. Есть ряд высказываний, которые вполне могут даже после одной попытки использования привести к немедленному увольнению. Есть и такие, которые в каждом отдельном случае ещё «сгодятся», но при частой повторяемости также ускорят негативное развитие ситуации.

Фразы эти могут вырваться в любой момент, и поэтому нельзя терять контроль даже за вкусным стаканом обеденного компота в окружении весёлых коллег:

В чём здесь смысл? 

Невинный и вообще выглядящий вполне деловым вопрос. Человек что-то не понимает и запрашивает уточнение. Запрашивает ли? Фраза скорее выглядит как обвинение собеседника в бессмысленности его работы (если коллега) или поставленной задачи (если начальник). Ну и также действительно говорит о том, что какой-то великий профессионал в обсуждаемом вопросе не понял вообще ничего. Варианты типа «а что вы думаете о...» или «а что вы скажете о...» выглядят намного корректнее.  

Это не честно! 

Уместная и традиционная фраза в общении маленьких детей, которые частенько обижают и обижаются. Если какое-то решение или поступок со стороны руководства или коллег выглядит (и является) несправедливым, то жаловаться вслух им же крайне редко имеет смысл. Следует или постараться решить вопрос стратегически, или, возможно, вовсе уходить из компании. Жалобами и нытьем никак не повлиять на человека, который не считает своё поведение неправедным. 

Времени не было 

В каких-то случаях времени на выполнение действительно может не хватить. Но в реальности такая фраза лишь попытка оправдать либо собственную лень, либо неумение работать по плану. Эффективным вариантом может оказаться планирование с максимальным сроком на выполнение (и при этом решить задачу с опережением графика) или действительно своевременное уведомление всех заинтересованных лиц о задержке в процессе.  

Просто... 

На первый взгляд это всего лишь обычный речевой оборот «ежедневного использования». «Я просто хотел как лучше» - классический случай. Но дело не в том, что «получилось как всегда», а в том, что человек с такими фразами выглядит неуверенным в обоснованности собственных действий. На практике же далеко не всё просто. Более того, «упрощение» заведомо сложных задач лишь обесценивает труд и его результат. Рецепт — давить в себе речевые паразиты. 

Но я же...

Например, это может быть «но я же звонил» или «но я же присылал вам отчёт». У данного речевого оборота сразу два негативных последствия. Во-первых, это опять попытка оправдать собственные ошибки по контролю за ситуацией. Во-вторых, использование подобных фраз выставляет коллег или руководителей виноватыми, что совершенно точно никому из них не понравится. Решение — обвинять или оправдываться нужно аргументированно, а ещё лучше  - не создавать прецеденты ни того, ни другого. 

Ненавижу! Бесит! 

Собственно, это тоже мнение и вы вполне имеете на него право. Но вполне очевидно, что если у вас столь яркие эмоции по поводу происходящего в компании, то самый разумный выход для всех сторон — расстаться. Ко взаимному удовлетворению. 

Не мой участок

«Я за это не отвечаю. Это не мой круг задач.» Чем больше организация, тем всё вероятнее услышать такую фразу, когда коллеги обращаются друг к другу за помощью. По сути фраза вполне правильная. Секретарша директора завода в принципе не отвечает за работу сварочного аппарата и, разумеется, не будет варить на нём вместо сварщика, даже если он это попросит (он и не попросит, конечно). Однако в работе смежных отделов или работе сходных специалистов в одном отделе ситуация уже вполне может быть другой. Один менеджер по продажам отвечает за клиентов Северо-Запада, другой Юга. Регионы разные, а работа одна. У одного менеджера внезапное или плановое отсутствие и он просит коллегу поработать также и с потоком его звонков. Это будет сложно. Но в интересах командной работы и общего процветания — вполне желательно и даже необходимо. 

Вы были должны 

У каждого сотрудника есть свой круг обязанностей, в рамках которых он действительно должен. Но вряд ли он непременно должен лично вам. И даже если так, то фразы в стиле «вы должны были» выглядят слишком обвинительными, никак не меняя уже произошедший факт. Вариант «в дальнейшем предлагаю» выглядит намного вежливее и эффективнее. 

Не уверен, но... 

Не думаю, что. Могу ошибаться, но. Такие слова сразу же значительно обесценивают убедительность дальнейшего высказывания. Ведь если нет уверенности в правоте предложенной мысли, то этой уверенности не возникнет и у собеседника. Слова эти следует всеми силами избегать.  

Сожалею, но 

«Извините, но...» Если собеседнику следует отказать в чём-либо, то ключевым для него будет лишь сам факт отказа, а не степень вашей вежливости как таковая. Разумеется, вежливость важна. Но следует очень чётко различать ситуации с извинением за какое-то действие/бездействие и просто бессмысленный речевой оборот, когда на самом деле вам лишь нужно что-то сказать, спросить или сделать.  



Перепечатка и любое использование материалов hr16.ru возможны только с согласия редакции.