Адаптация в новом коллективе

22.01.2016

156_25_01_11_stress_215x215

Когда успешно прошедший все фильтры соискатель вакансии становится новым сотрудником в коллективе, то в действие вступает целый комплекс социально-психологических процессов, большая часть которых вообще присуща человеческой природе, но, разумеется, есть и более узкие нюансы.

 

Можно разделить все процессы адаптации новичка на несколько «общечеловечских» групп:

 

 

1. Пол. И в уже сложившемся и даже полностью новом коллективе редко бывает так, чтобы количество представителей каждого из полов было равным количеству представителей противоположного. Следовательно, независимо от пола новичка, ему или ей практически гарантирован более-менее длительный период повышенного личного интереса со стороны работников другого пола. Этот интерес может носить различный характер выраженности — всё зависит от брачного статуса и наличия каких-либо отношений у работников. Но некоторый объём внимания к работнику как к существу противоположного пола всё равно неизбежен.

 

В отдельных «прикладных» случаях, однако, половая структура может быть заведомо перекошена. Например абсолютное большинство сослуживцев новобранца Русской армии будет мужского пола. Или, как это характерно для школ или колл-центров, работники окажутся в основном женского пола сугубо. Следовательно, произойдёт достаточно «штатное» вливание человека такого же пола или всё будет непросто, если он или она будет в единственном числе на фоне большого числа другого пола.

 

2. Возраст. Для достаточно большого набора компетенций возраст в большинстве случаев означает (предполагает) наличие бОльшего объёма знаний, опыта и вообще более высокий иерархический статус. А также стремление указывать путь истинный молодым и ранним.

 

Соответственно, в зависимости от самого характера деятельности коллектива новичок неизбежно столкнётся как с позитивной, так и негативной стороной проявления «возрастного авторитета».

 

Впрочем, всё может быть иначе. Например, во многих видах спорта возрастной человек может быть опытен, но новичок молод и перспективен, а ветеран уже идёт на списание.

 

То есть возраст как фактор не становится абсолютным и может быть много чем ограниченным. Или, скажем, имеется преподаватель 40 лет возраста и 20-летние студенты. Для него они более молоды, менее знающие и опытные, и вообще сопляки. Но, что если преподавателю 70 и он весь из себя заслуженный академик, а вчерашние студенты сами уже 50-летние профессора? Возрастом уже особо не тыкнешь.  

 

3. Иерархия. Даже в рамках какого-нибудь идеального коммунизма во всяком деле есть те, кто будет руководить процессом, организуя деятельность других людей.

 

В зависимости от размера коллектива и характера задач кроме формального и всеми признанного руководителя в коллективе могут быть и неформальные лидеры. Сотрудники, к мнению которых прислушиваются. Которые сами, например, определяют расположение своего рабочего места и т. д. Новичку останется лишь побыстрее понять, кто есть кто и постараться не создавать никому проблем, чтобы уйти от статуса самого младшего и не влиятельного.

 

4. Инициатива. Данный механизм возникает на стыке всех предыдущих. Всегда есть люди, которые раздвигают границы и ищут новые точки для приложения сил (например, с целью заработка), а есть те, кто исполняет. Если новичок инициативен, то очень скоро он либо увидит карьерный рост, так как его способности оценят, либо ему станет скучно и тесно, если от его работы ожидается лишь какой-то строгий функционал и не более того. Чем больше размер организации, тем более вероятны трудности роста для инициативного человека. Бюрократия потребует разделить свои идеи и достижения с кем-то более заслуженным и высокосидящим.

 

5. Эмоции. Люди не зря встречают друг друга по одёжке, ибо как ни крути, но есть эффект первого впечатления. Зачастую всем участникам «контакта» достаточно считанных часов, чтобы составить друг о друге мнение, которое уже не поменяется. Разве что произойдёт что-то совсем из ряда вон, чтобы произошла какая-то переоценка человека.

 

Наряду с общечеловеческими явлениями у новичка, разумеется, происходят и профессиональные. Они могут быть таковы:

 

1. Встраивание существующих навыков в требуемый функционал. Начинает новичок новую работу, основываясь на исключительно собственный багаж знаний и умений, из которого пригодится далеко не всё и поэтому нужна 2. высокая отзывчивость интеллекта на процессы обучения. Новичок вправе потребовать обучения на наставничества от коллектива (и это в интересах руководителя), но, как правило, в полном формате такое возможно лишь за счёт практически полного простоя какого-то кадрового специалиста. Поэтому приходится до многого доходить своим умом, получая плотно упакованные сведения или вообще обрывочные. То есть, нужно умение обучать самого себя.

 

И сим победите. 



Перепечатка и любое использование материалов hr16.ru возможны только с согласия редакции.